alexukl (alexukl) wrote,
alexukl
alexukl

Category:

Видеозапись с концерта Владимира Семеновича в МНИТИ 25 декабря 1973 года

История в предметах (взято с http://www.puser333.narod.ru/)

25 декабря 1973 года Владимир Семёнович Высоцкий приехал с сольным концертом в МНИТИ. Этот концерт возможно не стал бы чем-то особенным, тем более, что подобных концертов артиста в различных НИИ было много. Но именно этот концерт народного барда оригинальной песни был записан на портативный видеомагнитофон SONY. Возможно с годами эта редкая видеозапись так бы и осталась никем не увиденной, но нашлись люди, которые не только сохранили эту плёнку, но и донесли её содержимое до широкой общественности. А работа по восстановлению этой записи была проделана колоссальная. То, с чем пришлось столкнуться при выполнении поставленной задачи расскажем ниже.
Московский Научно-Исследовательский Телевизионный Институт (МНИТИ) регулярно приглашал артистов для выступления перед сотрудниками после трудового дня. Обычно концерты проводились в конференц-зале совершенно бесплатно и придти на них мог любой желающий, не занятый текущими делами. Этот концерт не был исключением. Владимир Семёнович Высоцкий приехал на концерт один. Он снял свой кожаный пиджак и повесил его на стул. Своё выступление он провёл стоя лишь один раз прервав его на короткий перекур. Поначалу Высоцкий запретил делать какие либо записи его выступления, но после некоторых уговоров согласился. Видеозаписывающая аппаратура была установлена в проходе между рядами кресел. Кроме того, в радиобудке сзади зала велась запись звука на магнитофон. В состав видеоаппаратуры входила японская видеокамера SONY AVC-3450CE, установленная на штативе и катушечный видеомагнитофон SONY AV-3400. Одной 30-минутной катушки с видеоплёнкой хватало на 30 минут записи. Весь концерт Высоцкого был записан на две 30-минутные катушки. На первой катушке были записаны 13 песен, на второй катушке ещё 7.
Дальнейшие события после концерта напоминают остросюжетный фильм. Сотрудника, записавшего концерт на видео вызвали в Партком и указали на то, что запись не следовало делать по ряду причин. Во-первых, все видеоплёнки в то время были под строгим учётом и запись на них велась с письменного разрешения. Во-вторых, запись при желании можно было растиражировать, а это уже уголовная статья. И в-третьих, сама личность Высоцкого в то время была под неусыпным контролем компетентных органов и лишняя шумиха по этому поводу была никому не нужна. В результате собрание Парткома постановило запись концерта В. Высоцкого немедленно стереть. Однако, делавший запись сотрудник не сказал, что концерт был записан на две плёнки и вернул только вторую. Но как потом выяснилось, эту вторую плёнку никто стирать не собирался, а просто спрятали её подальше до лучших времён. Таким образом, обе плёнки были сохранены в разных местах, но их дальнейшая судьба оказалась в подвешенном состоянии. Дело в том, что катушечный видеомагнитофон SONY мог записывать чёрно-белое изображение со скоростью 30 кадров в секунду (к/с), но приобретался он для работы с отечественным ТВ стандартом, использующим скорость 25 к/с. Поэтому, магнитофон был перестроен на другую скорость видеоленты, на которой концерт Высоцкого был недоступен для воспроизведения. Но это был не единственный видеомагнитофон, приобретённый для нужд института. Из оставшихся в наличие видеомагнитофонов SONY к 2000 году работоспособными оставались лишь два и только один из них имел необходимую для воспроизведения концерта скорость 30 к/с. Но тут возникла новая непреодолимая задача по оцифровке концерта. Дело в том, что почти вся ввозимая в Россию видеотехника также имела российский ТВ стандарт для записи со скоростью 25 к/с, что не позволяло оцифровать запись, сделанную на скорости 30 к/с. Оставалось ждать, когда появятся соответствующие ТВ стандарту аналого-цифровые преобразователи для компьютеров. Но к тому времени, когда такие конверторы появились, сами видеомагнитофоны SONY пришли в полный упадок. В них пришлось менять буквально всё. Самыми сложными для поиска оказались резиновые пассики, которые довольно сильно растянулись за 40 лет с момента их производства. Но труднее всего было привести в рабочее состояние сами плёнки концерта Высоцкого в МНИТИ. Об этом можно рассказывать очень долго. Первые промежуточные кадры были такого качества, как на изображениях ниже.
Восстановление видеомагнитофона SONY продолжается. Были заменены все резиновые пассики. Все движущиеся части очищены и смазаны.  Деформированные элементы конструкции заменены. Сама плёнка слипшаяся от длительного хранения в скрученном на бобину состоянии была просушена и очищена. После проделанной работы на изображении остались помехи из-за неточной настройки ФАПЧ магнитофона. Всё это предстоит ещё настроить, а пока предлагаю посмотреть одну из песен, как пример промежуточной настройки.

Проба микрофонов с концерта в МНИТИ (1973)




Утренняя гимнастика (концерт в МНИТИ, 1973)
Tags: Авторская песня, Барды, Владимир Высоцкий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments